Скопировал на каком то форуме.
Как только порыв ветра превысит силу натяжения пружины и надавит на пластину,которая крепится на оси, а та в свою очередь через тягу надавит на поворотный кулак хвоста,
А этой идее лет на 20 больше. Недостаток ее в том, что ветер может неожиданно повернуть и ударить перпендикулярно по плоскости ветроколеса.
Методика расчета боковой лопаты и пружины для нее и точки крепления существует, но она очень громоздкая, не для форума.
Примерно можно определиться так. Габарит хвоста, т.е. максимально дальняя точка от мачты приблизительно равен диаметру пропеллера. Оперение хвоста (то есть пластинка, укрепленная на хвосте) - 5% от площади, ометаемой ветроколесом. Оперение боковой лопата, т.е. пластинка должна начинаться за пределами ометаемой лопастями окружности. Рассстояние от конца лопасти до начала пластинки должно быть 0,03 диаметра лопастей, а площадь оперения (пластинки) в четыре раза меньше площади оперения хвоста. С пружиной сложнее. Пружина должна быть предварительно натянута с усилием для 2 метрового ветряка в 5 кГ, для 4 метрового в 10 кГ и для 5 метрового в 30 кГ.Количество витков в ней сотни полторы для того, чтобы относительное удлинение ее мало менялось. Проще говоря по мере складывания ветряка пружина растягивается незначительно по отношению к своей первоначальной длине и ее усилие мало растет. Пружина крепится к кронштейну лопаты немного сбоку (50 мм надо отложить по линии лопаты в другую сторону от оси взаимного вращения головки и хвоста) и сзади (примерно столько же надо отложить в направление хвоста).